Мое "первое дело". Автор Никита Чернецов

Первый кейс, с которого я отсчитываю начало своей деятельности застал меня в феврале 2021.

Дело было так, я дал о себе знать бывшим одноклассникам, мол что-то понимаю в гражданском праве, нужна будет помощь – пишите, если пойму, что знаю – помогу.

И вот, числа 10 пишет мне девочка (далее для удобства Люба).

Из чего исходил: Мои менторы всегда говорили, что право – это искусство добра и справедливости. Я не мог допустить, чтобы мои знания, полученные с подобным посылом, использовались для недобросовестного «списания долга».

Суть проблемы:Люба снимала квартиру со своей подругой (далее Оля), жили, не тужили, за квартиру платили пополам. Однажды к девочкам приехала подруга Оли (далее Оксана) У Оксаны были проблемы с ее квартирой и временным жильем как раз и решили помочь мой клиент и соседка, вопрос был о паре дней. Дни сменялись днями, и Оксана стала полноправной жительницей дома, но квартплату не делила.

После сданной сессии у питерских студентов каникулы, Люба поехала домой с договоренностью, что месяц оставшиеся в квартире подруги оплачивают проживание пополам. На том и порешили.

Прошло 25 дней, Люба вернулась и ее сожительницы решили, что раз не прошел ровно месяц, за оставшиеся 5 дней мой клиент должен вернуть разницу. Подкрепить ситуацию взялся молодой человек Оксаны (Далее Дима), он в этом году заканчивал академию полиции и решил вмешаться с услугами юридического характера. Решение нашли простое, под давлением была составлена расписка. (Т.е. ранее это порочное «обязательство» не имело никакого закрепления и проблем то не было, с подписанием расписки положение стало сильно сложнее). Под давлением Люба ее подписала и с этой распиской обратилась ко мне.

Первое, что запросил - переписку, где ее принуждают к подписанию расписки. 

Втрое, текст расписки. 

Содержательно Дмитрий составил ее не очень хорошо: отсутствовали паспортные данные, сведения о фактическом месте проживания (Люба после конфликта переехала) или месте прописки (у стороны истца намечались проблемы с определением суда по месту жительства ответчика). По сути, имелось только ФИО, дата, подпись, сумма долга и сроки возврата. Естественно, с имеющимися вводными я принялся изучать вопрос. На тот момент практика сложилась таким образом, что данных из составленной расписки (которые имелись), судам хватало от случая к случаю, часто назначались почерковедческие экспертизы, для установления достоверности подписи.

 В общем и целом шансы на взыскание будто бы были, но это только если исключать фактор реальности.

 1. Чтобы эффективно подать претензию, а в последствии иск, было бы неплохо знать место жительства ответчика.

2. Сумма требований чуть больше трех тысяч, я искренне не верил, что «истцы» ввяжутся из-за такой суммы в судебную тяжбу.

Прикинув риски, посмотрев практику, я предложил «клиенту» ничего не делать до момента получения претензии, т.к. видел в действиях компании браваду.

Подошел срок «исполнения обязательства», мой клиент так и не получил претензию, и ситуация казалась решенной. Однако спустя неделю - другую, Люба получила претензию, которую Дмитрий направил в Инстаграмм. Я перекопал кучу источников, залез на юридические форумы, но даже там не нашел ответа о направлении претензии таким оригинальным способом.

Не найдя решения, я обратился к своему преподавателю по гражданскому праву – Диане Валерьевне, с вопросом о возможности такого рода уведомлений. Она помогла разобраться с проблемой, указав на риски подобного уведомления: 

1. Недоказуемый факт получения, т.к. сам факт отправления не доказывает, что лицо познакомилось с содержанием сообщения, более того в работе соцсетей иногда бывают сбои.

2. Страничку в соцсетях лицо может вести не самостоятельно, а через третье лицо.

Отправленное сообщения я предложил удалить и успокоиться. Дмитрий же не успокаивался, в следующих сообщениях он указал, что лично имеет знакомства в мировых судах Санкт-Петербурга и его иск примут в любом случае. После этих сообщений Дмитрия отправили в черный список, как позже Люба узнала через общих знакомых, иск Дмитрия дважды был отклонен из-за ошибок. 

Ситуация урегулировалась сама собой, может в ней и не было моего особого участия, но это было первое погружения в реальную юриспруденцию. Я работал с источниками, советовался со старшими коллегами и пусть и несколько пассивно, но результат был достигнут.

Комментарии
* Адрес электронной почты не будет отображаться на сайте.