ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ АРБИТРАЖЕЙ В УСЛОВИЯХ  ПАНДЕМИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Тетерина Ирина Сергеевна

Студентка 4-го курса Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета.

   В связи с распространением COVID-19 деятельность международных арбитражей существенно изменилась. В разных странах наблюдаются общие тенденции и особенности применения новых способов рассмотрения и разрешения споров в условиях пандемии коронавируса. Поменялся процессуальный регламент на разных стадиях движения дела, откорректированы методы работы, высокие технологии внедряются во все аспекты арбитражной практики, повсеместно совершенствуемое информационно-техническое обеспечение и коммуникативный функционал актуальны как никогда.

      Основные преимущества арбитражей в сравнении с государственными судами – срочность, простота, гибкость процедур, доступная среда, безопасность, комфорт – получают особую значимость в складывающихся сейчас реалиях.     Основные преимущества арбитражей в сравнении с государственными судами – срочность, простота, гибкость процедур, доступная среда, безопасность, комфорт – получают особую значимость в складывающихся сейчас реалиях.

     Для достижения целей адаптации арбитражными центрами был предпринят ряд мер. Если поначалу изменения носили формальный характер: временное ограничение на проведение арбитражных разбирательств, перенос слушаний [1], то в последующем преобразования затронули все аспекты деятельности международных арбитражей.       Для достижения целей адаптации арбитражными центрами был предпринят ряд мер. Если поначалу изменения носили формальный характер: временное ограничение на проведение арбитражных разбирательств, перенос слушаний [1], то в последующем преобразования затронули все аспекты деятельности международных арбитражей. 

     Так, например, Американской Арбитражной Ассоциацией / ICDR (AAA) была создана платформа, посвященная отдельным вопросам, связанным с различными стадиями судебного разбирательства, а также усовершенствована возможность проведения слушаний в режиме онлайн [2]. Особое внимание уделено ведению делопроизводства, осуществлению различных финансовых операций (выставление счетов и способов оплаты), регламентам, регулирующим процесс проведения судебных заседаний [3]. Стоит отметить, что виртуальные слушания для данного арбитража не являются новшеством, в связи с чем у Американской Арбитражной Ассоциации не возникло сложностей с переводом работы в режим «онлайн». Акцент был сделан на непрерывности функционирования, внедрении новейших технологий и процедур защиты данных, а также на упрощении использования предложенной платформы взаимодействия сторон [4]. 

     Центр Арбитража и Посредничества Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) во время пандемии продолжал принимать документы и рассматривать дела. Арбитражем при ВОИС очень гибко и оперативно были внедрены новые инструменты, позволяющие обеспечить непрерывность работы. Например, была упрощена процедура подачи документов, созданы бесплатные платформы для направления различных запросов и использования видеоконференцсвязи. Применение новых способов взаимодействия сторон и Арбитража позволили продолжить деятельность по рассмотрению споров без приостановления и переноса сроков судебных разбирательств [5].      Центр Арбитража и Посредничества Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) во время пандемии продолжал принимать документы и рассматривать дела. Арбитражем при ВОИС очень гибко и оперативно были внедрены новые инструменты, позволяющие обеспечить непрерывность работы. Например, была упрощена процедура подачи документов, созданы бесплатные платформы для направления различных запросов и использования видеоконференцсвязи. Применение новых способов взаимодействия сторон и Арбитража позволили продолжить деятельность по рассмотрению споров без приостановления и переноса сроков судебных разбирательств [5].

     Австралийский центр международного коммерческого арбитража (ACICA) свою деятельность во время пандемии начал с выпуска «руководства по онлайн-арбитражу» с целью разъяснения сторонам нового порядка проведения арбитражных заседаний с использованием онлайн-платформ [6]. Особое внимание уделено вопросам проведения процедуры медиации, правилам проведения ускоренного делопроизводства, а также даны рекомендации по направлению электронной корреспонденции через систему электронной подачи ACICA (которая позволяет производить оплату напрямую с помощью кредитной карты) или по электронной почте в секретариат ACICA. Данное руководство было составлено с целью снижения нагрузки на  Австралийский центр международного коммерческого арбитража. Эти меры сняли напряженность, связанную с рисками отмены, переноса арбитражных заседаний по делам, ранее принятым к производству, а также значительно упростили подачу заявлений. 

     Правовой статус международного коммерческого арбитража в Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 (ред. от 25.12.2018) «О международном коммерческом арбитраже» [7] и Положением о МКАС (Приложение I к Закону). В основу Закона положен Типовой закон, принятый в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН (в редакции 2006 г.) [8]. Положения, касающиеся деятельности и правового статуса МКАС, также содержатся в Федеральном законе от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» [9]. 

     Интересным представляется анализ изменений, которые были введены в период пандемии в деятельность Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС).  

     В первую очередь по делам, назначенным к слушаниям, третейские суды принимали постановления об отложении слушаний или даже о приостановлении арбитражного разбирательства [10]. Например, такое отложение/приостановление было возможным как при наличии ходатайств сторон, так и по собственной инициативе третейского суда. Председателям третейских судов были делегированы полномочия по подписанию постановлений об отложении/приостановлении арбитражного разбирательства.  

   При детальном анализе внедрение подобных мер является негативным моментом, иллюстрирующим отсталость МКАС в сравнении с зарубежными арбитражными центрами, работа которых не приостанавливалась и не откладывалась.   

     Во-вторых, в период действия ограничительных мероприятий в связи с распространнением коронавирусной инфекции Секретариатом Международного Коммерческого Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации сторонам было предложено все документы, касающиеся начала и осуществления арбитражного разбирательства на различных стадиях, представлять в электронном виде [11].   

   В-третьих, несмотря на возвращение в штатный режим работы, в процессуальной деятельности МКАС и МАК при ТПП РФ произошел ряд изменений: количество представителей сторон было ограничено [12]; участникам разбирательств для оперативного контакта с сотрудниками секретариатов рекомендовано использовать адреса персональных рабочие электронные адреса. Однако, в связи с использованием ограниченного количества таких адресов, возникла загруженность сотрудников секретариата.     

     Исходя из анализа отмеченных изменений в деятельности международных коммерческих арбитражей, можно сделать ряд выводов: Исходя из анализа отмеченных изменений в деятельности международных коммерческих арбитражей, можно сделать ряд выводов:

     1. Международные коммерческие арбитражи в период пандемии были закрыты, вся деятельность осуществлялась посредством использования онлайн-сервисов, электронной почты и различных платформ. Безусловно, перевод судебных слушаний в «онлайн» режим занял определенное время, но именно в условиях пандемии стало понятно, что ряд арбитражей оказался не готов к осуществлению своей деятельности в новом формате. Так, в связи с задержкой рассмотрения многих дел, произошли изменения в сроках, что на данный момент порождает ряд неопределённостей. 

     2. Оплата арбитражных сборов, расходов и других платежей также осуществлялась посредством специально созданных онлайн-платформ. Однако в связи с неподготовленностью банков, возникли задержки с переводами, что увеличило время рассмотрения дел.  

     3. Документооборот был полностью переведен в электронную среду. Но при подаче документов в онлайн-режиме появилась необходимость наличия электронных подписей, причем как на самих документах, так и на вынесенных арбитражных решениях [13]. Данные требования были введены с целью идентификации сторон и придания юридической силы как направляемым документам в арбитраж, так и вынесенным решениям. Внедрение новых требований также замедлило процесс арбитражного рассмотрения споров и создало сторонам дополнительные сложности. 

     Необходимо отметить позитивную роль опубликованного совместного обращения CRCICA, DIS, ICC, AAA, ICSID, KCAB, LCIA, CAM, HKIAC, SCC, SIAC, VIAC и IFCAI к другим арбитражам, в котором высказывается готовность к сотрудничеству и предоставлению новых технологий, с целью непрерывного осуществления деятельности по рассмотрению и разрешению споров вне зависимости от внешних факторов [14]. Международное арбитражное сообщество стремиться к оптимизации арбитражных процессов, что безусловно является позитивным опытом для иных судебных структур и важным этапом развития коммерческой международной судебной системы.      

Cсылки см. в прикреплённом файле